Частные облака в банковском секторе

LimeOn Lab - поставщик решений и услуг для автоматизации систем управления и финансовой деятельности

Частные облака (private cloud), в которых риск доступа, хищения или изменения данных сведен к минимуму, в банковской среде распространены гораздо более широко, чем публичные. Aite Research сообщает, что в 2013 году 90% банков США, внедряющих новую банковскую систему, использовали услуги аутсорсинга – специализированных операторов, предоставляющих банковские системы (АБС, ERP, CRM), развернутые на базе собственных закрытых централизованных центров обработки данных. По сути, речь идет об использовании банками возможностей частных облачных технологий. Обслуживание такого частного облака ложится на плечи провайдера.

Банки являются одними из самых продвинутых пользователей ИТ-технологий. Такой вывод делает Harvard Business Review в своем исследовании. Большинство опрошенных характеризует себя как «ранние последователи» (вторая ступень после первой - «первопроходцев»). Около 36% заявили, что внедряют новые технологии «раньше конкурентов»; 68% отмечают, что корректировали стратегию ИТ-развития в сторону применения новых технологий в последние три года «умеренно, значительно, или полностью».

Использование облачных технологий в финансовых организациях, тем не менее, находится на сравнительно низком уровне. Только 20% опрошенных оценили использование облачных сервисов в своей компании как «обширное». Для сравнения, уровень проникновения мобильных технологий в банковскую ИТ-среду составляет 60%. Мобильные сервисы широко применяются в таких направлениях, как маркетинг, продажи и привлечения клиентов.

При этом в планах руководителей финансовых учреждений – более активное применение облачных технологий. В 2013 году PricewaterhouseCoopers обнародовала такие данные: 71% респондентов из финансовых организаций заявляли, что будут вкладывать больше средств в облака, а годом ранее такие планы подтверждали только 18%. Причем 50% намеревались инвестировать в частные облачные технологии.

Барьер перед массовым использованием банками облаков заключается в том, что банки работают преимущественно с критичными для утечек данными, в том числе персональными и связанными с банковской тайной. Поэтому они нуждаются в железных гарантиях со стороны сервис-провайдеров и операторов в части безопасности и конфиденциальности данных. Согласно Harvard Business Review, 50% опрошенных руководителей финансовых служб считают использование облаков «слишком рискованным». Второй фактор, мешающий полноценному переходу в облака, заключается в «переусложненности» банковских ИТ-сред. Часто банки не рационализировали свои системы после слияний и поглощений. Теперь у них есть весьма сложные ИТ-системы, иногда дублирующие друг друга. Перевод данных из таких систем в облака – трудная задача.

С другой стороны, одним из главных преимуществ частных облаков, которые сулят специализированные провайдеры банковским организациям заключается как раз в возможности передать сторонней организации заботу о содержании и модернизации больших серверных ферм (которые обесцениваются быстрее, чем автомобили). Политики безопасности и защиты данных в частном облаке подлежат сравнительно большему контролю по сравнению с публичным облаком, поэтому частное облако - наиболее частый выбор для финансовых организаций среди различных облачных моделей.

Банки выбирают частные облака (облачные инфраструктуры, развернутые в собственных ЦОДах, или закрытых ЦОДах специализированных провайдеров) для более важных данных, а общественные облака для хранения и обработки оперативных данных. В числе лидеров по предоставлению облачных сервисов для банков – компания Amazon. Согласно исследованию Forbes, Нидерландский банк (De Nederlandsche Bank) использует возможности Amazon Web Services (AWS) для развертывания веб-сайтов, мобильных приложений и систем анализа кредитного риска. Шестой по величине банк Испании Bankinter также выполняет в облаке Amazon моделирование кредитных рисков. Аналогичные возможности AWS использует лондонское подразделение «Американской инвестиционной компании» (American investment firm).

Использование облачных технологий может упростить для банков задачу предоставления клиентам более прозрачной и достоверной информации. По данным недавнего опроса 263 корпоративных банковских клиентов, которое провел портал gtnews и компания CGI, несмотря на высокую удовлетворенность отношениями с банками, только 45% корпоративных клиентов довольны качеством банковских сервисов в области предоставлением своевременной информации по счетам, отслеживанию оплаты денежных переводов и тп. Предоставление такой информации может оказаться трудной задачей для банков, учитывая их сложные ИТ-инфраструктуры и организационные барьеры, которые часто исключают возможность легкого доступа к данным. Помочь решить проблему могут облачные решения, которые способны упростить поток данных клиентов по всей организации, и дать возможность банкам предоставить клиентам те информационные продукты и услуги, которые требуют клиенты.

В числе систем, которые банки готовы помещать в частные облака: информационные системы типа АБС, ERP, CRM, то есть критически важные для существования всего банковского бизнеса ИТ-решения, тогда как наименее критичные, например, серверы электронной почты, могут быть вынесены и в публичное облако. Поэтому несмотря на то, что в банковском секторе превалируют частные облака, поставщики облачных сервисов работают над созданием высокозащищенных публичных облачных решений, «заточенных» под банковские требования и проблемы. В частности, новые достижения в технологии шифрования позволяют организации сохранять контроль над данными, даже когда они находятся на удаленном сервере. В этом случае даже при утечке информации ключ к дешифровке останется в руках компании.

Крупные финансовые организации, имеющие многофилиальные, территориально распределенные структуры, относятся с подозрением к переводу своих корпоративных систем в облака и полагаются в большинстве на собственные центры обработки данных, на базе которых централизуются все вычислительные мощности. Это позволяет снижать затраты на персонал и риски информационной безопасности.

Провайдерам, предоставляющим доступ к частным облакам, банки, в ряде случаев, отдают непрофильные функции. Например, внутрикорпоративные процессы, такие как почта, часть внутреннего документооборота, корпоративные порталы и коммуникаторы; или системы управления территориально-распределенными проектами по разработке, с помощью которых можно взаимодействовать с ИТ-специалистами с периферии, тем самым экономить на затратах на ИТ-персонал.

По материалам сайта http://www.tadviser.ru

Вернуться к списку